"ГОРБАТОГО" СЮДА!
Практически каждый узел "Запорожца" за свою долгую жизнь требовал от владельца технического вмешательства и смекалки. О некоторых хитростях обслуживания и ремонта "горбатых" и пойдет речь.
Модернизация карданного шарнира
У "Запорожцев" ЗАЗ-965 одна из многочисленных болезней - повреждение карданного шарнира полуосей, ослабление затяжки болтов, крепящих вилку, и все вытекающие отсюда последствия. Причина этого тривиально проста: в одной из двух плоскостей одна вилка поворачивается относительно другой на угол менее 7 градусов.
Между тем доработка очень проста. Заметив оставшиеся после работы шарнира характерные вмятины, срежьте упирающиеся части вилок, как показано на рисунке. После этой операции угол увеличится до положенных 17 градусов. Шарнир с гарантией будет работать долго и надежно, не доставляя никаких неприятностей.
Доработка выполняется на верстаке в тисках при помощи элементарных напильников.
Крестовина на рисунке условно не показана. Жирными линиями обозначены плоскости после доработки.
Закрепление ниши рулевого механизма
Многие владельцы "Запорожцев" ЗАЗ-965А непременно сталкивались с небольшим, но неприятным явлением - ослаблением и даже отворачиванием болта, которым прикреплен к стенке колесной ниши рулевой механизм. Это одно из слабых мест "Запорожцев". При этом из картера руля вытекает часть смазки, пачкая моторный отсек автомобиля, а весь рулевой механизм получает нежелательную дополнительную свободу.
Чтобы раз и навсегда исключить подобный дефект, следует просверлить отверстия диаметром 1 мм в головке болта и в полочке стыка колесной ниши с передком кузова и законтрить болт, привязав его к этой полочке мягкой (отожженной стальной или толстой медной) проволокой диаметром 0,8 мм. Болт больше не отворачивается.
Соединение вала и ползуна будет надежным
На "Запорожцах" нередки случаи самоотвинчивания болта, соединяющего вал и ползун управления коробкой передач. Избежать этого можно, если просверлить в головке болта три отверстия диаметром 1,5-2,0 мм и законтрить его проволокой, как показано на рисунке. Контровочную проволоку (лучше из отожженой стали) протягивают через сквозное отверстие в головке болта, соединяющего вал и ползун, после чего ее аккуратно скручивают пассатижами.
Контровка болта и вала ползуна
Дополнительный вентилятор
У "Запорожцев", в первую очередь у "горбатых", температура моторного масла в двигателе в жаркое время года зачастую превышает 100-105оС. Это недопустимо. Масло разжижается, узлы трения работают в неудовлетворительном смазочном режиме, масло коксуется, на поверхностях трения образуются лаковые отложения, да и мощность двигателя заметно падает.
Для интенсификации охлаждения можно изготовить еще один вентилятор-крыльчатку и установить его на вал генератора. Для этого из стального листа толщиной 1 мм вырежьте круг диаметром 190 мм с отверстием в центре диаметром 16 мм. Разделив круг на 16 секторов, сделайте надрезы по радиусам на глубину 50 мм. Получившиеся лопасти изогните так же, как на основном вентиляторе. С вала генератора отверните гайку, снимите пружинную шайбу и установите на него эту крыльчатку, надежно закрепив ее теми же шайбой и гайкой. Теперь температура моторного масла в жаркое время года никогда не будет превышать 90оС, даже если будет нагружен верхний багажник.
Утеплите впускной коллектор
У двигателей "Запорожца" впускной коллектор прогревается в холодное время очень долго. Чтобы попадающий в него бензин удовлетворительно испарялся и образовывалась необходимая топливо-воздушная смесь, приходится очень долго прогревать двигатель на повышенных оборотах холостого хода. Это и время, и лишний расход топлива.
Чтобы избавить впускной коллектор от переохлаждения, обмотайте его по всей длине лентой стеклоткани в четыре слоя, закрепив ее по верху медной проволокой. С таким утепленным коллектором двигатель будет устойчиво работать, быстро прогреется, ощутимо улучшатся тяговые качества еще не прогретого мотора.
В жаркое время утепление коллектора ничуть не ухудшает работу двигателя.
Шайбы устраняют течь масла
Нередки случаи, когда у автомобилей семейства ЗАЗ-965 в процессе длительной эксплуатации на двигателях начинается течь моторного масла из-под резиновых уплотнений кожуха толкателей. Двигатель при этом быстро покрывается пленкой масла и грязи, в результате изначально достаточно теплонапряженный мотор перегревается, снижаются его эффективные показатели.
Предлагается не совсем простое, но весьма действенное решение. Советуем выточить восемь шайб (по две на один цилиндр) из стали, бронзы или алюминия (дюраля), как показано на рисунке. Далее установите их поверх резиновых уплотнений. При этом аккуратно срежьте с резины армирующие кольца.
Такие шайбы как бы разжимают резину и отлично уплотняют соединения. Течь масла прекратится.
Вместо зубьев винты
На вашем "Запорожце" сначала стал заедать, а затем совсем отказал механизм опускания и подъема дверных стекол. Это, скорее всего, поочередно ломаются зубья на барабане. Их можно отремонтировать.
На месте сломанных зубьев просверлите отверстия диаметром 2,5 мм, нарежьте в них резьбу М3 и вверните в них винты на клее (можно использовать универсальный клей), как показано на рисунке.
Когда клей затвердеет, срежьте головки винтов и обработайте их концы немного на конус, лучше по профилю зубьев барабана. Теперь дверной механизм вновь будет работать исправно.
Ремонт барабана механизма подъема стекол: 1 - барабан, 2 - винты
Новые шины на старый "Запорожец"
На автомобили семейства ЗАЗ-965 (и все последующие "Запорожцы") вместо родных шин размером 5,20-13 (130-330 мм) можно, да и лучше, устанавливать более широкие шины размером 6,15-13 (155-330 мм) от первых моделей "Жигулей". При этом давление воздуха в шинах передних колес необходимо поддерживать на уровне 1,2 кг/см2 (атмосферы), задних колес - 1,5 кг/см2. При существенной нагрузке автомобиля рекомендуется поднять давление во всех шинах на 0,1 кг/см2.
Удобнее переставить муфту
Нередки случаи, когда после разборки-сборки двигателя "Запорожца" и установки на место распределителя зажигания обнаруживается, что валик его привода повернут на 180 градусов. Чтобы еще раз не снимать крышку распределительных шестерен, можно применить более удобный и простой способ.
Для этого необходимо расшплинтовать на конце вала распределителя муфту и, повернув ее на 180 градусов вокруг оси, поставить распределитель на место.
Бритва вместо щупа
Можно ли отрегулировать тепловые зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел на двигателе ЗАЗ-965 без специальных плоских щупов? Ответ утвердительный. Их функции отлично могут выполнить лезвия безопасных бритв "Нева" и "Балтика" отечественного производства. При необходимости регулировки тепловых зазоров купите в любом галантерейном магазине лезвия "Нева" (толщина 0,1 мм) и "Балтика" (толщина 0,08 мм). Как вы уже наверняка поняли, это как раз соответствует рекомендованным заводом зазорам 0,08 для впускных и 0,1 для выпускных клапанов, и лезвия отлично заменяют щупы. Порядок и приемы регулировки, естественно, не изменяются. Обратите внимание на необходимость некоторой осторожности - все же бритва в руках.
Подъемник - автомобильная камера
На "Запорожцах" часто по разным, даже вроде бы мелким, причинам приходится вынимать и вновь устанавливать на место двигатель. Это, к сожалению, самая большая "фирменная" болезнь этих автомобилей. Подобную операцию владельцы "Запорожцев" производят по статистике в среднем один раз в год.
Чтобы не пользоваться талью, лебедкой, рычагом и т. п. удобно применить для этих целей автомобильную камеру (без золотника) от шины большего размера для другого автомобиля. Далее положите ее под двигатель на лист железа или фанеры, а сверху накройте листом 5-миллиметровой фанеры подходящего размера и накачайте камеру, которая и поднимет двигатель. После отсоединения двигателя от кузова снимите шланг с насоса и выпустите воздух из камеры. Этот способ позволяет снять двигатель даже в полевых условиях.

Николай КУЗЬМИН, к. т. н., доцент НГТУ

На главную           К оглавлению статей

Хостинг от uCoz